Главная → ВЫСТАВКИ

Роман Усачев «Личное пространство»

C 21 сентября в галерее «ЛЕС» открыта выставка живописца Романа Усачева «Личное пространство».

Осенний выставочный сезон в галерее «ЛЕС» начался персональной выставкой живописца Романа Усачева. Родом из Твери, в 2006 г. Роман окончил художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская профессора П. Ф. Никонова), после чего принимал участие в многочисленных групповых выставках в России и за рубежом, а также имел ряд персональных проектов.


Почему, собственно, Роман Усачев и какое личное пространство?
Роман более известен публике как портретист. Московская живописная школа, основанная на традициях реализма и дополненная поистине импрессионистическим взглядом на мир, позволила создать живые, запоминающиеся образы. Портреты составляют большую часть работ художника и именно они до сегодняшнего времени становились основой для его выставок. Мы же решили обратиться к жанру, который звучит в творчестве Романа скорее как второстепенный, но именно в такой «личной», непринужденной форме, в набросках «для себя» порой выплескиваются самые сокровенные и неожиданные творческие проявления.

На живописных полотнах среднего формата перед нами возникают простые и, казалось бы, случайные картины: освещенная солнцем или тонущая в сумерках комната с небрежно расставленными, будто брошенными стульями и креслами, сквозной вид через дверной проем, сценка в интерьере с играющими детьми или просто отдельные эпизоды некого жилища, притягательные своим особым, неповторяющимся набором деталей. При всей кажущейся простоте эти работы трудно причислить к определенному жанру: это не интерьерная живопись в традиционном смысле слова, где главным героем становится декоративный антураж, но и не жанровые сцены, ибо люди, если и присутствуют в работах, то играют роль скорее еще одной составляющей, еще одного персонажа наряду с другими объектами. Работы этюдны, как будто бы не закончены, при этом в них сохраняется нечто главное и неизменное, что заставляет всматриваться снова и снова. Внезапно нахлынувшее чувство-образ, где через изображение случайного и повседневного, выхваченного момента жизни приоткрывается обычно скрытая суть жизни человека, его внутренние раздумья.


В чем секрет притягательности такой живописи? Возможно, в настойчивом ощущении присутствия. Работы Романа Усачева нельзя назвать просто «портретом интерьера» — это скорее портрет внутреннего мира, оставленного на мгновение тем, кто создает его внутри, а затем и вокруг себя. Персонажами картин становятся тарелка и ложка, кресла и стол, раскрытая тетрадь, незаправленная кровать и шкаф, будто только что покинутые своими хозяевами. «Схваченные» с неожиданных ракурсов, эти простые и привычные интерьеры создают ощущение взгляда, случайно брошенного в чужое жилище, в чей-то личный мир, живущий по своим законам и правилам и этой неповторимостью и сокровенностью особенно притягательный. Человек, внезапно возникающий в комнате, смотрится даже не центром, а естественной, органичной ее частью. Такая живопись напоминает меткий щелчок фотоаппарата и неизменно отсылает к традициям импрессионизма: интуитивно точно выхваченный момент жизни человека или его дома создает острый портрет — и человека, и дома. Ритм небрежно оставленных вещей, особенности освещения создают неповторимую атмосферу еще одного дня, еще одного дома и еще одного индивидуального внутреннего мира, словно иероглиф чьей-то жизни.

Избранные работы

Никита Сологубовский, Сергей Надточий «Части первых неразумных мыслей с неким смыслом…»
Игорь Коновалов «Infa»
Наше — навсегда