HomepageArticles → larisa3

larisa3

«Вода и берега»
«Поэтам он особо нужен —
высокий уровень воды...»

Вероника Тушнова

Первый экспозиционный год галереи «ЛЕС» Дома художников на Вавилова был завершён выставкой Надежды Крестининой и Игоря Камянова «Вода и берега».Надя и Игорь - известные московские художники с обширной российской и зарубежной выставочной историей. С 1990-го года координаты их вернисажей начинают совпадать, выставки становятся парными, - тогда они объединились не только в творческий, но и супружеский дуэт. Художники работают в стиле, который точнее всего отражает сложносочинённое слово «пост-постимпрессионизм». Живопись Крестининой предметная, но, тем не менее, не имеющая никакого отношения к реалистической. Работы Камянова диалектичны, мыслительны, притягательны только ему присущим ощущением пространства…. пограничий с иными пространствами.

«Аскеты – Гурманам»

И Крестинина, и Камянов - изысканные колористы, "композиторы" цвета. Увиденные работы надолго остаются перед мысленным взором - и наслаждение чувствовать их и длить в памяти. "Колористический аскетизм", - вот что укоренилось о Камянове, - да, аскетизм, - но как эта тоновая цветовая система, сотканная из молочных дымок, сумеречных оттенков и сизых переливов - даёт такой пир для глаз, такое тонкое, гурманное изобилие? Погружённость в эмоцию цвета, очарованность цветом, созвучиями цвета,- вот Камянов. Почти конструктивистское построение, холодная философия и нежная лирика единовременно - вот Камянов. Всегда ясная структура, лаконичная композиция, и призрачность, размытость цвета, - оперирование не отдельным цветом, а цветовыми, световыми тональностями… Ритм, ритм, ритм, - опять он! Не случайно даже пейзажи камяновские оставляют архитектурное впечатление.

Личная концепция пространства, на которой он настаивает... композиционные задачи могут показаться монотонными только не содержательному зрителю, - в художнике, что называется, "тоска" по идеалу, и поиск его - поиск перфекциониста.

Ахматова о стихах Пастернака заметила, что в них - всё случается до шестого дня творения. Там уже есть — леса, воздух, пространство, - но нет людей. Картины Игоря схоже «не заселены», и думается, что это тоже проявление крайнего перфекционизма — до очевидной его «надмирности» . Формулировка Аннинского о поэзии Пастернака вполне применима к живописи Камянова: « мир заполнен материей и энергией до такой степени, что человек с его масштабами как бы исчезает в этом потоке». И совсем другое у Надежды...

Работы Крестининой… фрагменты и кадры целостного мира, все о вечном и все – фрагменты вечного. Демонстрируют высочайший уровень графической и живописной культуры, но притягательны опять же,( как и работы мужа), - вопросами философии, личной философии художника Надежды Крестининой. Производят глубокое, духовное впечатление. Думается, происходит это во многом благодаря одному её совершенно уникальному качеству: подобный её творческой особенности эффект в литературе Дмитрий Лихачёв называл «разрастанием метафоры». Движение человека ли, голубя, собаки на её полотнах — проходит путь от предметного значения до обобщающей метафоры - и всегда, всегда далее, - до масштаба целого мира. Бытует искусствоведческое суждение, что Крестинина по сравнению с Камяновым живописно более непосредственна и иррациональна ( как и пристало женщине). Гендерная разность этакая. Но работы Крестининой, пластически экспрессивные и "богатые" в цветовом, световом отношении, - очень даже жестки и выразительны по смыслу. Они - зачастую носители горьковатого юмора и смысла, дамам не свойственного. Смотрящему и, самое главное, - увидевшему картины Надежды с самыми незамысловатыми сюжетами, совершенно неожиданно ,- но всякий раз, приходиться эмоционально, душевно, тратиться на сопричастность. Линялый фон, как бы намёк на фигуру старухи в белом платке... всё, щемит сердце мгновенно. Её работы "переживаются", - это ли не главное?

Внутренний мир философов, миросозерцателей…

"Река и берега" - эхо над водой, движение, бесконечность движения, - и особость форм, весь этот текучий мир обнимающих. Безусловно, если проводить аналогии, Крестинина и Камянов - аристократы от живописи, и адресованы они собирателям столь же вкусово аристократичным. Надежда и Игорь обречены на духовное делание, духовную работу, - следовательно, на новые горизонты, эволюцию, обречены на профессиональное развитие. Почему? Потому что они образец редкого дуэта максималистов в искусстве, бескомпромиссных в оценках себя и друг друга. Такого рода парность - высочайшей пробы, залог творческого роста, - и условие повседневных трудностей и преодолений, конечно же....

Лариса Мещерякова, куратор выставки «Вода и берега»

О названии выставки «Вода и Берега»:

- речь вовсе не о жесткой, дежурной оппозиции женское - мужское, эмоциональное - рациональное, субстанция - структура, движение – неподвижность, (река – берег).
…Это неспешное путешествие, смена состояний, перетекание из цвета в цвет, из мотива в мотив…
Как летним полднем, сидя в лодке и свесив ноги в воду, в этом сиянии и журчании, уже не понимаешь – где тут лодка, где ты, где вода, а где берега…
…в летнюю воду Крестининой глядятся заснеженные леса Камянова.
Exhibition “About summer”
Vladimir Matyukhin and Alena Kosulnikova. “Father and daughter”
Exhibition “Fractals. Structured chaos”